Дорога к дому

Тяжёлая машина с песком или стройматериалами – это 10-15 тонн. Точно знать, куда пускать технику для разгрузки и разворота на территории, а куда – ни в коем случае, очень важно. Всего одна гружёная машина по влажной земле – весной или после дождя – промнёт такие колеи, что не «зарастут» десятилетиями. Их придётся сравнивать вручную, а разве у нас нет других дел? В то же время, накатанная в нужном месте дорога – от будущих ворот к дому, к разворотной площадке, к гаражу – как раз должна быть утрамбована так, чтобы не размокала во время коротких летних дождей.

До сих пор жалею, что не составила карту плодородия участка, хотя бы примерную. С постройками в основном угадали: поставили строения на самой бедной почве с неглубоким плодородным слоем. А вот с дорогой промахнулись, дорога к дому почти целиком проходит по плодородному участку. Такое впечатление, что в середине нашего участка плодородный слой срезан и сдвинут по бокам, так что получилась глинистая широкая полоса, обрамлённая плодородными участками. Слой плодородной глины достигает глубины в два штыка лопаты (35-40см), а где он срезан – тёмный плодородный слой всего 5см.

Наш участок ограничен с двух сторон оврагами. И оказалось, что вдоль оврагов идёт неширокая полоса практически чистого чернозёма: со вспаханного осенью поля весенними водами частички гумуса вымывались в овраг и частично оседали на его бровке. Рыхлая, влагоёмкая, чёрная почва крупными комочками, ни капли глины! Как жаль, что нет такой почвы на огороде! Ну ничего, со временем сделаем. Создадим искусственный чернозём. Правда, это задача не на один десяток лет.

Степень плодородности почвы можно определить визуально, не устраивая множественных раскопок: где трава гуще и выше, там и земля лучше. А где трава ярче и зеленее, там либо выходы водяных жил, либо внесены удобрения.

Приезжает КамАЗ – вывалил перегной или песок, выгрузил керамзитобетонные блоки, или там шифер, цемент, доски и задним ходом покинул участок. Если дорога достаточно широкая, 4м, то не требуется маневрировать или разворачиваться такому громоздкому транспорту. Если же дорога окажется узкой, менее 3м, какой-нибудь неловкий шофёр поневоле наедет на ваш любимый недавно посаженный кустик, и не надо его за это ругать: задним ходом всегда ездить неудобно. Лучше заранее предусмотреть неответственные широкие «обочины» вдоль дороги, например засаживаемые однолетниками (их не так жалко), или вспомогательные площадки (лужайки для игр, стоянки, места для складирования стройматериалов). Например, приехали в гости родные или ваши друзья на своей машине. А у вас уже предусмотрена для их машины площадка-стоянка. Или вы запланировали новую пристройку и привезли машину пиломатериала: вдоль дороги всегда должно найтись место, где можно устроить штабель. Или где можно свалить машину песка. На начальном этапе интенсивной стройки таких мест для стройматериалов потребуется много, и это даже хорошо, что вдоль дороги к дому и вокруг него образуется много «занятых» участков: когда стройка кончится и участки освободятся, появится хорошее место для самых красивых посадок. Ведь в первые годы каждое растение хочется посадить по-ближе к дому, поэтому свободные для посадки участки как-то очень быстро кончаются. А тут раз – и после разборки штабеля появилось чудесное место, площадка длиной аж в 6м и без сорняков, сажай что хочешь!

На моем участке свободные дополнительные места спонтанно образовались вдоль почти всей дороги, ведущей от ворот к дому. Потому что попали под кучи щебня, песка и кирпичного боя. Сперва я думала, что эти места заняты не надолго, временно. Вот отольём фундамент под дом, и нет кучи щебня, а песок и вовсе землю не испортит. Но вот уж и дом поставлен, и щебень почти весь кончился – но на эту же кучу мы вывалили вторую машину, только уже с песчано-гравийной смесью: понадобилось сделать дренаж. Потом туда же высыпали ещё одну машина щебня, для бетонирования погреба. Не замусоривать же новый участок щебёнкой, если эта площадка уже утрамбована, и щебень, который мог, уже впился в землю, образует почти не зарастающую травой «лысую» полянку?

То же самое с песком. Травой песок зарастает ещё быстрее щебня, поэтому сохранить кучу песка можно либо интенсивно её используя, либо накрыв сверху непрозрачными материалами: пергамином, рубероидом, стеклотканью, картоном и т.п. К тому же укрытый песок не развеивается зимними ветрами по окружающей территории, а остаётся в целости и сохранности. Впоследствии остаток песчаной кучи оказался превосходной грядкой для посадки картошки или моркови.

А куча кирпичного боя, купленная по случаю для улучшения дороги, лежит до сих пор и с каждым годом всё сильнее зарастает земляникой. Читая воспоминания Зеппа Хольцера о его «каменной клубнике», тотчас вспоминаю и про нашу кучу кирпичного боя: такой вкусной и крупной земляники, как на этой куче, нигде на участке больше не растёт, хотя полянок много. Видно, клубника-земляника типичный любитель каменистых россыпей.

Важно не просто привезти на участок какие-то стройматериалы, но ещё и удобно их расположить. Удобно для стройки, для хранения и для внешнего вида участка, а также для удобства подвоза новых материалов.

Все лёгкие стройматериалы и используемые в незначительных количествах – паклю, солому, верёвки, гвозди, пергамин, краски, арматуру и тд. – можно располагать в отдалении от стройплощадки. Доски тоже не обязательно располагать рядом с домом, они лёгкие, их не так уж сложно перенести даже в другой конец участка. Зато из них важно правильно сложить штабель и укрыть его сверху. (Или же сразу сложить в сарай, под навес, если таковые имеются). Все тяжёлые стройматериалы, используемые в больших количествах, например глина, камень, кирпич, песок, щебень, цемент и так далее, чем ближе расположены к месту работы, тем лучше. Песок и щебень для фундамента или для других бетонных работ не стоит привозить  заранее. Лучше использовать их в том же сезоне, в каком купили. Потому что и песок, и щебень очень быстро, за один-два летних сезона, зарастают травой, и становятся малопригодны для качественных бетонных работ. Проще привезти новую машину песка, чем вынимать корни из заросшей кучи. Даже в том случае, если песок попался не чистый и вы будете его просеивать от глины и другого мусора. Кстати, мусор сам собой появляется каждую осень в виде опадающих листьев, а не только от растущей травы. Спасти песок, щебень и глину может только укрытие кучи щитами, досками, рубероидом и другим хламом, но только не плёнкой! Плёнка быстро рвётся из-за старения на солнце и на морозе, в итоге получится куча со множеством кусочков плёнки вместо кучи листьев (или вместе с кучей листьев). Все эти посторонние примеси существенно снижают прочность бетона.

Для постройки из газобетонных блоков нам понадобилось сделать крепкий армированный фундамент. Обнаружили, что в песке слишком много глиняных комков разной величины – и решили заказать новую машину песка, заранее договорившись с водителем, чтобы привёз чистый песок, без глины. И он привёз. Гораздо лучше, чем предыдущая куча песка, но комки глины всё-таки изредка попадались (потому что из того же самого карьера был песок). На наше огорчение, что тут всё-таки тоже попадается глина, жизнерадостный водитель с украинским говором уверенно затараторил: «А для бетона нужно глинки, немного, обязательно! А як же без глинки! Глинки надо, с глинкой крепче будет. В мене свояк на стройке робить, воны коли бетон месят, так без глины говорит плохо, пока раствор на тачке до места довезуть – он уже и расслоился, его уже знов перемешивать треба. А с глинкой лучше гораздо, не расслаивается! Глинки немного обязательно надо!» – Не было бы у меня за плечами строительного образования, так бы и поверила жизнерадостному водителю. Но ликбез ему проводить не стала: это бы значило, что я недовольна его песком. А песком я была довольна. Только не собиралась класть глину в бетон! Ведь если раствор в тачке расслаивается, значит строители льют воды черезчур много. Им-то жидкий раствор удобен: его трамбовать не надо, он сам все пустоты заполняет. Но чем больше в растворе воды (и глины!), тем ниже прочность бетона. Обнаружится слабая прочность бетона естественно не сразу, а через несколько лет, обычно после суровой зимы. Когда глубоко промёрзшая почва приведёт к вспучиванию грунта и к трещинам в постройке. Строители к тому времени будут уже далеко, как и жизнерадостный водитель с украинским говором и со своей глубокой убеждённостью в пользе «глинки» для бетона.

Кирпич тоже не стоит привозить заранее. Под действием влаги и колебаний температуры кирпич довольно быстро разрушается на открытом воздухе. В нём появляются микротрещины и вспучивания, и за пару лет он становится не годным для кладки, особенно для кладки печи. Останется использовать его для второстепенных участков, как например цоколь дома (не несущий элемент), или для беседки, для ступенек и проч.

Зато цемент, как показывает практика, вполне может хранится некоторое время, несмотря на высокую водопоглощающую способность. Надо только поместить пакеты с цементом в большие плотные полиэтиленовые мешки, типа для мусора. И держать их конечно не на улице под открытым небом, а в сарае или в доме. Если пакет без дыр и хорошо закрыт, цемент может хранится года три и более без затвердевания. Особенно в доме, в отапливаемом помещении.

Какие ещё материалы может понадобится привезти на участок? – Ну например торф, навоз или перегной. Ясно, что перегной лучше высыпать как раз на хорошую землю, чтобы потом на месте этой частично уже удобренной земли посадить какие-нибудь растения. Для посадки купленных и выращенных растений, первые 10 лет мы каждый год покупали по машине перегноя. Причём в первый год купили сразу две – попался удачный зрелый перегной, фактически чернозём. И разница в росте растений и овощей была ой как заметна! Все следующие годы старались развозить новые машины с удобрением в разные концы участка, чтобы с тачкой меньше бегать. Привозили заранее, чтобы дать перегною «отлежаться»: он как правило начинает активно преть из-за перемешивания, куча парит, оседает, обрастает червячками и тогда только готова для внесения в посадочную яму.

Учитывая, что фактически в любое время может понадобится проехать в ещё не освоенный угол участка, планировать возможность подъезда надо вплоть до окончательного освоения всех уголков поместья.  Для этого посадки растений удобнее производить компактными группами, чтобы всегда иметь свободные места и для подъезда, и для постройки, для травокошения или устройства нового участка сада-огорода.